Средний возраст жертвователя в России в 2022 году вырос и приблизился к 40 годам, при этом чаще всего на гуманитарную работу, помощь уязвимым категориям населения и пострадавшим жертвуют женщины. Об этом говорит анализ, проведенный Российским Красным Крестом (РКК) по результатам своей фандрайзинговой деятельности.
За прошлый год Российскому Красному Кресту перевели пожертвования 20 тысяч человек (частные пожертвования). Из них около 6 тысяч переводили средства через сайт организации. Еще 6,5 тысячи привлечены благодаря программе «Прямой диалог», в рамках которой представители РКК рассказывают о работе организации в общественных местах: на улицах, в торговых и офисных центрах.
«Число доноров Российского Красного Креста на протяжении года варьировалось. Так, с января по апрель их число выросло в два раза – от 2 000 до 5 000 ежемесячно, что объективно связано с событиями вокруг украинского кризиса, – поделилась директор департамента фандрайзинга Российского Красного Креста Валентина Перехватова. – Всего же нашими донорами в 2022 году стали около 20 тысяч человек, почти 9 тысяч из которых жертвовали деньги регулярно».
В прошлом году, уточнила она, отмечены две тенденции: женщины стали жертвовать еще чаще мужчин, а средний возраст донора приблизился к 40 годам (характерно как для женщин, так и мужчин). Так, в первой половине года средний возраст доноров-женщин составлял 32-34 года, а мужчин – 34-36 лет, а во второй половине – 38-40 лет и 36-38 лет, соответственно. Самому молодому донору РКК 15 лет, самому пожилому – 86.
На долю женщин приходится 61,3% от числа пожертвовавших через сайт и 50,3% от подписавшихся на регулярные пожертвования после общения с представителями РКК в рамках «Прямого диалога».
«Увеличение среднего возраста наших доноров связано с тем, что в начале года многие люди, в том числе и молодые, на фоне происходящих событий делали пожертвования эмоционально, стремясь помочь пострадавшим. Во второй половине года объем таких пожертвований сократился, люди стали тщательнее выбирать, каким организациям они готовы жертвовать деньги, подходить к этому вопросу более осознанно», – рассказала Валентина Перехватова.
Одновременно с этим фиксировалось некоторое снижение среднего объема пожертвований. Так, например, с 1 января по 1 августа 2022 года женщины в среднем жертвовали 1 470 рублей, в оставшейся части года это значение составило 1 100 рублей. Среди мужчин также заметно сокращение в объеме жертвуемых средств, причем гораздо более ощутимое. Если в первой половине года среднее значение пожертвования составляло 3 332 рубля, то во второй половине – 1 600. Падение составило почти 52%.
Вместе с тем, считает Валентина Перехватова, «такая динамика вполне естественна для российских некоммерческих организаций». «Значительный рост и числа, и объема пожертвований в начале 2022 года связан с попытками людей адаптироваться к новой реальности, как-то повлиять на нее. Потом люди стали привыкать к новой действительности, и пожертвований стало меньше», – сказала она.
Это соответствует общей тенденции, характерной для некоммерческих организаций в России. Так, например, по данным опроса 227 НКО из 54 регионов России, проведенного НИУ ВШЭ совместно с фондом «Нужна помощь» в декабре 2022 года, объемы финансирования изменились у большинства организаций. Причем 38% респондентов отметили, что общий объем финансирования их НКО сократился.
Рекуррентные (регулярно автоматически списываемые) пожертвования в целом не пользуются большой популярностью у россиян. По данным исследования «Если быть точным», около 70% от общей суммы сборов российских НКО составляют не регулярные, а разовые пожертвования. Однако именно рекуррентные пожертвования представляют бóльшую значимость для стабильной деятельности НКО.
«Регулярные пожертвования позволяют некоммерческим организациям быть устойчивее, лучше планировать работу, качественнее оценивать свои ресурсы и возможности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому мы, как и другие НКО, которые работают системно, призываем людей подписываться на регулярные пожертвования. Ведь для некоммерческой деятельности важна не столько сумма одного пожертвования, сколько их регулярность», – отметила директор департамента фандрайзинга Российского Красного Креста.